- Интуитивизм
-
ИНТУИТИВИ́ЗМ 1) Филос. установка, признающая основой познания непосредств. проникновение в сущность предмета — слияние познающего с этой сущностью.
2) Фиолос. течение, в той или иной степени противопоставляющее понятийно-рац. познанию мира его прямое постижение посредством так или иначе толкуемой интуиции.
Как самостоят. течение филос. мысли И. распространяется на рубеже 19—20 вв., представляя собой специфич. реакцию на филос. сайентизм того времени. Истоки И. можно видеть в традициях богослов. и филос. мистицизма Востока и Запада. "Предтечи" И. — Шеллинг, Шопенгауэр, Э. Гартман и др. Наиб. изв. представитель И. рубежа веков — франц. философ А. Бергсон. И. можно рассматривать как стремление построить теорию познания на "эмпирич. базисе" столь фундамент. уровня опыта, на к-ром еще нет различения субъекта и объекта. Разл. представителями И. интуиция понимается по-разному, но можно выделить две осн. "линии" в ее понимании: "линия Бергсона", "линия Гуссерля". Если для Гуссерля, стремящегося сочетать интуицию с интеллект. познанием, она выступает как прямое созерцание общего — смыслов, а не фактов (в их уник.), то для Бергсона она связана именно с непосредств. созерцанием уник. индивидуального. Если "линия Бергсона" в понимании интуиции представляет собой разновидность филос. иррационализма, то "линию Гуссерля" вряд ли можно столь же однозначно относить к последнему. Бергсон, как и нек-рые представители философии жизни (Клагес и др.), сближает интуицию с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета, действующим всегда так, как если бы он "знал" все возможные результаты своего действия, и поэтому, естественно, "выбирающим" наилучший его вариант. Интуиция, по Бергсону, — инстинкт, сделавшийся бескорыстным, такой вид интеллект. симпатии, к-рый дает возможность перенестись внутрь объекта для слияния с тем, что является уник. в нем и, следовательно, невыразимым в понятиях. Одна из характерных черт И. — стремление обосновать полную независимость филос. знания от знания естеств.-науч.: если последнее по преимуществу дискурсивно, то первое интуитивно, утверждают интуитивисты. Подобного мнения придерживался еще Шопенгауэр, а Бергсон, в дополнение к этому, считал, что у каждого вел. философа есть своя оригин. интуиция. К "линии Гуссерля" в трактовке интуиции примыкают зап. философы Жильсон, Маритен, М. Шелер и др., из рус. философов — Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Трубецкой и др. Наиб. яркие представители рус. И. — Лосский и Франк. И., в ред. Лосского, основан на убеждении, что "все имманентно всему", из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Как считает Лосский, центр. познават. способность человека не мышление, а восприятие, в к-ром познават. дается ему полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (разумеется, лишь в том случае, если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). С т. зр. Лосского, знание — не постижение действительности, а сама действительность, к-рая должна быть определена как знание-бытие. Франк разделяет и тезис Лосского о том, что "все имманентно всему", и его убеждение состоит в том, что гл. источник познания — интуиция, представляющая собой прямое видение-переживание реальности.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.